Сегодня в больших корпорациях существует множество возможностей проявить себя, многое зависит от самого сотрудника. Если ты активен, стараешься, учишься, хочешь что-то делать, то найти работу по возможностям всегда сможешь! Главное – не стесняться заявлять о том, что ты хочешь и можешь.

Как преуспеть в сфере IT? Каковы ее перспективы и правила выживания? Как добиться успеха, будучи студентом и стать «матерым» программистом, делятся советами сотрудники рязанского офиса ЕРАМ: Александр Соколов, Software Engineer, Роман Кондрашкин, Senior Business Analyst, Юрий Карпов, Software Test Automation Engineer.

описание изображения

Привет, коллеги! Спасибо, что нашли время пообщаться со мной. Расскажите пару слов о себе.

Александр Соколов: Я являюсь .NET-разработчиком. Закончил Рязанский государственный радиотехнический университет. С ЕРАМ познакомился в 2014 году, когда на втором курсе проходил практику.

Роман Кондрашкин: Я тоже заканчивал Радик, по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Я – бизнес-аналитик, скоро будет 3 года, как я в ЕРАМ.

Юрий Карпов: Я работаю в EPAM на позиции Software Test Automation Engineer. В 2015 году я закончил аспирантуру в Рязанском государственном агротехнологическом университете.

С чего началось ваше увлечение IT сферой?

Александр: Увлечение началось с первого компьютера. Когда мне было 5 лет, папа принес компьютер ... и тут понеслось. С возрастом я начал понимать, что очень многое в бизнесе можно автоматизировать и эта идея грела мне душу: когда ты понимаешь, например, что есть работа, которая требует какой-нибудь накладной, которую заполняют от руки, не очень понятным почерком – весь этот процесс можно автоматизировать, а потом подключиться к этой системе с любого устройства из любой точки мира. Это ли не волшебство?! Поэтому я с 1 класса знал, что будущее свяжу с IT. Оригиналы документов я подавал только в один вуз – РГРТУ, как один из сильных технических вузов в Рязани.

Роман: Интерес к тому, как работают всякие железячки, веб-сайты, компьютерные игры. Всегда манило понять, что находится за пределами черного ящика. При поступлении в РГРТУ у меня еще не было понимания, чем именно в IT я хотел бы заниматься, но гуманитарные специальности меня не привлекали совсем. Возможно сейчас я себе немного противоречу, я являюсь аналитиком, а это, можно сказать, гуманитарий, но все равно мы много работаем с техникой: понимание механизмов, принципов работы, проектирования новых решений.

Юрий: Как бы удивительно это не прозвучало, тема моей диссертации никак не вяжется с тем, чем я сейчас занимаюсь – «Доильный аппарат с устройством защиты вымени при холостом доении». Во время учебы в аспирантуре я работал на кафедре, но в середине 2015 года я попал под сокращение. В это время в стране был кризис и у меня были нерадужные перспективы: пойти на завод конструктором или в автосервис. Мой друг работал в ЕРАМ, обучал тестировщиков, он посоветовал мне присмотреться к учебному центру. Но нужно было с чего-то начинать, я не был знаком с языками программирования. Друг поделился со мной книгами и материалами – так я начал самостоятельно изучать Java, а спустя время попал на тренинги в учебный центр ЕРАМ.

Я правильно понимаю, что твоих знаний по самоподготовке было достаточно, чтобы пройти отбор в учебный центр?

Юрий: По книгам и материалу вполне можно получить базовую информацию по языкам программирования. Дальше я хотя бы знал, чем я буду оперировать во время курсов. На собеседовании не задавали каверзных вопросов. Оно включало проверку базовых знаний об администрировании, программировании, веб-интерфейсах и базах данных.

И много времени у тебя занял весь процесс: от обучения до приема на работу?

Юрий: С января по март я учился самостоятельно дома, с марта я поступил на внутренние курсы и до начала августа я был на обучении, в августе пре-продакшен, где нам выдавали стипендию. Т.е. полгода, как и заявляет ЕРАМ.

Коллеги, расскажите, а как вы попали в ЕРАМ?

Роман: На одну из лекций в вузе к нам пришли рекрутеры из ЕРАМ и рассказали о курсах. Я учился на 3 курсе, оценив свои знания и возможности, решил попробовать. Курсы в Радике были направлены на бизнес-анализ, совместно с тестированием. По объему и интенсивности занятий было очень сложно, также большой объем давался для самостоятельного изучения. Я пришел к выводу, что эти курсы были направлены на то, чтобы отобрать людей, которые действительно были готовы идти к результату, к достижению своих поставленных целей, готовы на это тратить много ресурсов, времени и т.д.

По прошествии этих курсов меня пригласили на внутренние курсы в офисе ЕРАМ, можно было выбрать между тестированием и бизнес-анализом. Но на курсы я не пошел: ЕРАМ просили 8-часовую занятость, на 3 курсе я для себя понял, что не смогу совмещать с учебой. Хотелось закончить университет и при этом оставить хорошее впечатление преподавателям о себе. Я отложил внутренние тренинги до 5-го курса, через год я выбрал бизнес-анализ, прошел собеседование и выполнил входное задание.

Александр: На втором курсе университета, в 2014 году, мы проходили практику в ЕРАМ. У нас была группа 20 человек. Сначала мы изучали все направления, которые существуют в IT сфере, и когда пришли к направлению разработки, мы писали на JS клиентское приложение для online чата. Практику у нас вел Саша Лоцманов – джавист, мы все были под большим впечатлением от компании. Но у меня были какие-то сомнения, потому что все выглядело очень здорово – ЕРАМ приглашали бесплатно на внешние курсы, внутренние курсы и гарантировали рабочее место. Когда все бесплатно, ты начинаешь искать какие-то подвохи. Но я знаком с EPAM уже 3 года и рад, что мои опасения не оправдались.

описание изображения

Саша, а после практики ты чем занимался?

Александр: Дальше стал очевидный выбор тренингов в EPAM. Подготовка в вузе давала фундаментальные знания, но требовала углубления профессиональных навыков. Проекты ограничивались только курсовыми работами, которые тоже были сделаны по учебнику. А тем, чем можно было гордиться, у меня не было. Тренинги в ЕРАМ были очевидным следующим шагом, потому что других тренингов я не знаю: чтобы обучали студента на плавающем графике, да еще и бесплатно – в моем городе я такого не видел.

Меня вдохновил Саша Лоцманов, который вел у нас практику, поэтому я решил попробовать себя в Java и записался на собеседование. Из-за недостаточных знаний, я собеседование не прошел. Мне прислали маленькое ревью, в котором было указано, что мне подтянуть и где это можно найти (литература, ссылки на ресурсы в интернете). Осенью в вузе началось объектно-ориентированное программирование, и я начал готовиться к будущему собеседованию и прошел отбор на весенние курсы.

Почему ты решил, что нужно продолжать дальше и идти на тренинги? Что тебя привлекало?

Александр: Большей частью это люди, которые преподавали практику, они показали, каким может быть общение в коллективе – легким и простым, общались мы на «ты» и даже с преподавателями. Еще один важный момент – это подход к обучению: в ЕРАМ учат, исходя из того, что потом, в будущем, с тобой в разведку идти.

Юрий: Поддерживаю Сашу! Мои первые мысли, когда я пришел в офис ЕРАМ: «Вау! Как это круто! Где я был раньше?!» У меня был очень большой контраст из-за того, что я учился 5 лет в университете и еще 4 года работал на кафедре. Это как пересесть с нашей старой ВАЗ на новую иномарку. Отношение коллектива, свободное общение, отношение к сотрудникам – это все очень круто.

Какое вы выбрали направление и почему?

Роман: Когда я представлял, как будет выглядеть моя работа в будущем, я хотел, чтобы она была разнонаправленная, неоднотипная. Я люблю коммуницировать и общаться с людьми, выстраивать процессы, именно поэтому бизнес-анализ меня привлек. Мы ездим к заказчикам, у нас разные проекты, нетиповые задачи, мы коммуницируем с различными департаментами, получаем от них входную информацию, распространяем ее внутри нашей команды, перерабатываем и т.д. В процесс вовлечено множество людей. В бизнес-анализе коммуникабельность и способность адаптироваться быстро к различным ситуациям – одни из ключевых профессиональных качеств.

описание изображения

Юрий: А я сразу сказал нет бизнес-аналитике, потому что это не мое: уговаривать, разговаривать, находить контакты. Я выбрал автоматизированное тестирование, чтобы была большая возможность направляться и развиваться.

Александр: Перед тренингами я много времени уделял подготовке к интервью. Я смотрел примеры на ХабраХабре, и код на .NET мне показался более симпатичным и понятным, чем на Java. Я это понял даже со своим опытом. Мне понравились инструменты, которыми пользуются .NET-разработчики. Обилие лицензионных инструментов, мне кажется, гораздо шире, чем в Java.

Можете ли вы оценить тренинги: насколько уровень подачи материалов был доступен и насколько вам давали качественный фидбэк, который позволял двигаться вперед?

Роман: В первую очередь давалась база знаний, которые мне впоследствии в работе пригодились. Даже сейчас, когда что-то подзабывается, я возвращаюсь к этим курсам. Материал всегда давался доступно, наш тренер старался донести его до каждого, разжевать и показать на бытовом, понятном для всех, примере. По обратной связи троллил преподаватель нас регулярно, переделывали мы все очень много раз, пока не было надлежащего качества. Но я считаю, что эта «дрессировка» нам в будущем пригодилась.

Александр: На курсах была очень динамичная подача материала, которая сразу подкреплялась практикой. В этом большой плюс и отличие от вузовской программы, когда тебе начитывается теория, но в голове она сложно умещается из-за объемов. Здесь у нас даже лекции проводились на практике: преподаватель рассказывал и показывал, как это делать. Что касается фидбэков, то они были всегда. Преподаватель никогда не отвечал прямо на вопрос, он задавал наводящие вопросы, которые позволяли мне самому прийти к ответу и верному решению.

Как вам удавалось совмещать курсы с учебой? Пригодились ли те знания, которые вы получали на тренингах, в учебе?

Александр: С совмещением проблем не было. На 3-м курсе наш вуз переносит студентов на вечернюю смену, а курсы проходили с 8 часов утра. Встать пораньше и прийти – это было самым тяжелым! (Смеется.) Были моменты, когда пары пересекались с тренингом, тогда договаривался с преподавателем. Тренинги были хороши тем, что закрывали все практические задачи, которые были у меня в вузе. Например, курсовые я мог брать из тренинга. Некоторые преподаватели даже разрешали приносить лабораторные работы с тренинга, либо ставили тебе зачет после беседы. Преподаватели относились лояльно, потому что знали, что мы на тренингах действительно изучаем программирование.

Роман: Я поддержу Сашу – проблем с совмещением не возникало. Как известно, от сессии до сессии живут студенты весело. (Смеется.) Посещать лекции и выполнять задания по курсам – у меня получалось. И большой плюс тренингов в том, что они прерывались на время сессии. Это было не для каждого студента, а централизованно для группы. Закрывали сессию и возвращались к обучению.

описание изображения

Как быстро вас перевели в продакшн? Какими задачами вы сейчас занимаетесь?

Юрий: Это не заняло много времени: параллельно с тем, как мы проходили вводные учетные процедуры, мы под руководством тимлида знакомились с продуктом, по которому будем работать. Самый главный опыт – видеть, как и что работает в приложении. Основные задачи: написание тестов на Java, разбор после запуска, анализ результатов тестов, проверка отсутствия багов после обновления.

Александр: Еще до окончания обучения я удачно прошел собеседование на проект. Не смотря на то что я учился на .NET, сейчас я также выполняю и FRONT-END задачи, т.к. .NET направление включает в себя full-stack разработку. Я разрабатываю клиентскую и серверную часть приложения, делаю то, что видят конечные пользователи – интерфейс и прочее. Мы пишем аналитическую систему, которая позволяет менеджерам определять их текущие и будущие траты. И с этого года я являюсь тренером внешних курсов по .NET.

Роман: На проект я попал спустя 3 недели после завершения обучения. Я занимаюсь проектом для крупного ритейлера: разработка требований к выделенным функциональным блокам, согласование аналитической документации, поддержка разработки и тестирования на этапе проектирования, проведение приемочных тестирований, сдача функционала. Наши услуги позволяют заказчику быть лидером в своем сегменте и получать большую прибыль.

Ваши профессиональные планы?

Александр: Буду заниматься обучением студентов на внешних курсах по .NET. Преподавание – это отличный мотиватор для самообразования. И планирую конечно получить D3, потому что это возможность поработать с заказчиком на другом уровне и с другими заказчиками.

Юрий: Улучшение своих технических навыков и знаний английского языка для достижения уровня L3.

Роман: Выйти на лид-позицию, выучить язык до B2+ и начать работать на иностранном рынке. Не могу не задать вам вопрос относительно владения английским языком. Какой у вас сейчас уровень?

Как стараетесь его повышать?

Юрий: В школе я 10 лет учил английский, но в университете мы практически не изучали его. Я ходил на курсы, читал, играл. Подтянул уровень до В1 и меня взяли на проект с иностранным заказчиком. Работа над этим проектом улучшила мои знания: вся документация, коммуникация и ежедневные стендапы на английском. Дополнительно я посещаю внутренние курсы английского в ЕРАМ.

Александр: Согласен с Юрой. В вузе английский был 2 раза в неделю, но особо знаний не приносил. Я подтягивал свой уровень, занимаясь с репетитором. Учить английский я продолжаю и сейчас, потому что взять его и выучить – это тяжело. Если не говоришь на нем, постоянно забываешь, но мы каждый день общаемся на английском, это помогает.

Роман: С английским у меня не все так хорошо – знаю на уровне А2+. Мне помогли 1,5 месячные курсы, я занимался самостоятельно с преподавателем из Института иностранных языков. И сейчас стараюсь подтягивать, у нас внутри компании это важно.

описание изображения

Что бы вы могли посоветовать студентам?

Роман: Нет универсального рецепта, просто нужно не только выполнять свою текущую работу, нужно во всем занимать активную позицию. Нужно интересоваться новыми технологиями, посещать различные аналитические слеты и конференции, тем самым будешь понимать те доменные области, в которых работаешь, перспективные области и технологии.

Юрий: Упорства и целеустремленности. Работа в команде позволяет тебе расширять свой кругозор: кто-нибудь из твоей команды будет следить за изменениями и ты обязательно об этом узнаешь. У нас постоянно на слуху, что появилось новое обновление, ты заранее знаешь, с чем будешь иметь дело в работе.

Александр: Я бы хотел посоветовать, чтобы ребята шли на курсы, пока они еще учатся в вузах: во-первых, курсы дадут вам ценный опыт и гарантированное рабочее место по их завершению, а во-вторых, вы сможете их пройти параллельно с основной учебой в вузе и не тратить на это еще год после окончания университета. Сразу после вуза работу находят не многие. Надо задумываться о том, куда хочешь двигаться, еще в вузе. И я согласен с коллегами: чтобы быть мастером, тебе нужно постоянно заниматься саморазвитием: читать новости, изучать информацию в профессиональных сообществах в интернете, необходимо тратить на это свободное время.

Первые шаги в карьере эти сотрудники начали с тренинг-центра ЕРАМ. Они согласились поделиться своими историями успеха со всеми, кто хотел бы попасть в мир IT-технологий и успешно развиваться в этой области. Нет ничего невозможного – доказывают их примеры.